Татнефть налаживает производство "умных" шин с микрочипами
23 августа 2017
В шинном комплексе «Татнефти» намерены наладить производство «умных» автопокрышек. Речь идёт о «вживлённом» в борт шины микрочипе-датчике, так называемом транспондере типа RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация).
Эта современная технология идентификации предоставляет существенно больше возможностей по сравнению с традиционными системами маркировки. Созданная электронная связь между шинами и системой обработки данных позволяет выстраивать «умную» логистику на протяжении всего жизненного цикла шины – от создания до утилизации или рециклинга. Такая шина оставляет свой цифровой след на каждом этапе – дистрибуции готовой продукции, складирования, эксплуатации, ремонта, восстановления протектора, вторичной переработки.
Прототип такой покрышки был продемонстрирован президенту Татарстана Рустаму Минниханову в рамках Нефтяного саммита РТ, который прошел этим летом в Бугульминском районе. К слову сказать, нефтяная компания и в мобильной экспозиции, и в докладе генерального директора Наиля Маганова сделала акцент на информационные технологии, которая пронизывают все сферы деятельности «Татнефти», включая шинное производство. Одним из докладчиков у стендов был директор управляющей компании «Татнефть-Нефтехим» (управляет шинным комплексом «Татнефти») Анвар Вахитов. Пояснения желающим давал также начальник управления автоматизации производства компании Александр Карпов.
Первая ласточка
Итак, первой ласточкой стала цельнометаллокордная (ЦМК) шина с высокотемпературной пассивной RFID меткой. Она встроена в шину на этапе сборки сырой покрышки и вместе с ней прошла этап вулканизации перегретой водой (около 180 градусов).
О поставке микрочипов, адаптированных в Европе, достигнута предварительная договоренность с китайской фирмой Mesnac, одним из крупнейших в мире производителей оборудования для шинной промышленности.
Основными компонентами системы «умная шина» являются мобильное приложение, облачное хранилище, открытый интерфейс для обмена данными с информационными системами заказчиков. RFID-меткам не требуются батареи для подзарядки, поскольку они работают за счет электромагнитных волн, возникающих во время передачи данных.
Новая технология, как полагает директор «Татнефть-Нефтехима», не отразится на конечной стоимости шин. Однако владельцам автотранспорта необходимо будет обзавестись специальными считывателями с микрочипов. Но в перспективе это окупится сторицей. За счёт чего?
В первую очередь, за счет сокращения ремонтов и аварийности, считает Анвар Вахитов. Главной же задачей он назвал повышение уровня сервиса. Например, для потребителя становится прозрачным весь процесс эксплуатации шины.
Микрочип имеет 512 бит пользовательской памяти, здесь хранится вся первоначальная информация о покрышке (изготовитель, типоразмер, дата и др.). Информация может коррелироваться со штрих-кодом, который обычно недоступен, так как закрывается ободом или стирается в процессе эксплуатации, кроме того, многие авто оснащаются спаренными шинами. У потребителя может быть внесена и другая информация, которая важна для него, например, о ходе обслуживания. И это может сделать автомеханик.
Как это работает? В западных странах на въездах в автопарки ставят антенны-рамки с возможностью 100 считываний в секунду. На расстоянии около 10 метров считывается информация при выезде и въезде транспорта, таким образом ведется и отсчет пробега. Или механик просто подходит к автомобилю с ручным считывающим устройством. Сейчас ведутся переговоры с российскими заказчиками, которые готовы воспринять это новшество.
И для производителя есть своя выгода. Обмен данными с заказчиком, с учетом состояния его автошин, позволит оперативно сформировать заказ на замену автошин или предложить вариант восстановления протектора. Владельцам последует напоминание, когда необходимо поменять покрышки или сдать их на восстановление.
Есть и такой момент, на который обратил внимание Александр Карпов. При вывозе покрышек с предприятия-производителя автоматически определяется, сколько их загружено в машину, ведь вес каждого изделия содержится в чипе. Еще одним достоинством «умных шин» является то, что резко суживаются возможности их краж и незаконного оборота.
Шины на месте не стоят
Одними из первых начали интегрировать чипы в некоторые продукты шинные гранды Goodyear и Bridgestone. Michelin и Continental пошли ещё дальше: уже появляются новые поколения миниатюрных сенсоров, позволяющих наряду с измерением давления и температуры, прогнозировать износ протектора. Это достигается путем совмещения системы мониторинга давления (TPMS) с RFID. Если для проверки традиционным способом давления и состояния шины требуется порядка 15 минут, то новая система позволяет существенно сократить это время.
В шинном комплексе «Татнефти» данная работа ведется в рамках концепции Индустрия 4.0 (создание «умных» заводов, процессов, продуктов). «Цифровой мир не стоит на месте», – отметил Вахитов. По большому счету, «умная» шина должна внести свой вклад и в общегосударственную задачу – повышение безопасности автомобильного транспорта. В России с 2020 года предлагается ввести требование об обязательном оснащении коммерческих автомобилей «черными ящиками», не исключено, что в этом контексте могут появиться и новые требования к шинам. «Мы должны быть готовы к изменениям в законодательстве», – говорит Анвар Вахитов.
Эта современная технология идентификации предоставляет существенно больше возможностей по сравнению с традиционными системами маркировки. Созданная электронная связь между шинами и системой обработки данных позволяет выстраивать «умную» логистику на протяжении всего жизненного цикла шины – от создания до утилизации или рециклинга. Такая шина оставляет свой цифровой след на каждом этапе – дистрибуции готовой продукции, складирования, эксплуатации, ремонта, восстановления протектора, вторичной переработки.
Прототип такой покрышки был продемонстрирован президенту Татарстана Рустаму Минниханову в рамках Нефтяного саммита РТ, который прошел этим летом в Бугульминском районе. К слову сказать, нефтяная компания и в мобильной экспозиции, и в докладе генерального директора Наиля Маганова сделала акцент на информационные технологии, которая пронизывают все сферы деятельности «Татнефти», включая шинное производство. Одним из докладчиков у стендов был директор управляющей компании «Татнефть-Нефтехим» (управляет шинным комплексом «Татнефти») Анвар Вахитов. Пояснения желающим давал также начальник управления автоматизации производства компании Александр Карпов.
Первая ласточка
Итак, первой ласточкой стала цельнометаллокордная (ЦМК) шина с высокотемпературной пассивной RFID меткой. Она встроена в шину на этапе сборки сырой покрышки и вместе с ней прошла этап вулканизации перегретой водой (около 180 градусов).
О поставке микрочипов, адаптированных в Европе, достигнута предварительная договоренность с китайской фирмой Mesnac, одним из крупнейших в мире производителей оборудования для шинной промышленности.
Основными компонентами системы «умная шина» являются мобильное приложение, облачное хранилище, открытый интерфейс для обмена данными с информационными системами заказчиков. RFID-меткам не требуются батареи для подзарядки, поскольку они работают за счет электромагнитных волн, возникающих во время передачи данных.
Новая технология, как полагает директор «Татнефть-Нефтехима», не отразится на конечной стоимости шин. Однако владельцам автотранспорта необходимо будет обзавестись специальными считывателями с микрочипов. Но в перспективе это окупится сторицей. За счёт чего?
В первую очередь, за счет сокращения ремонтов и аварийности, считает Анвар Вахитов. Главной же задачей он назвал повышение уровня сервиса. Например, для потребителя становится прозрачным весь процесс эксплуатации шины.
Микрочип имеет 512 бит пользовательской памяти, здесь хранится вся первоначальная информация о покрышке (изготовитель, типоразмер, дата и др.). Информация может коррелироваться со штрих-кодом, который обычно недоступен, так как закрывается ободом или стирается в процессе эксплуатации, кроме того, многие авто оснащаются спаренными шинами. У потребителя может быть внесена и другая информация, которая важна для него, например, о ходе обслуживания. И это может сделать автомеханик.
Как это работает? В западных странах на въездах в автопарки ставят антенны-рамки с возможностью 100 считываний в секунду. На расстоянии около 10 метров считывается информация при выезде и въезде транспорта, таким образом ведется и отсчет пробега. Или механик просто подходит к автомобилю с ручным считывающим устройством. Сейчас ведутся переговоры с российскими заказчиками, которые готовы воспринять это новшество.
И для производителя есть своя выгода. Обмен данными с заказчиком, с учетом состояния его автошин, позволит оперативно сформировать заказ на замену автошин или предложить вариант восстановления протектора. Владельцам последует напоминание, когда необходимо поменять покрышки или сдать их на восстановление.
Есть и такой момент, на который обратил внимание Александр Карпов. При вывозе покрышек с предприятия-производителя автоматически определяется, сколько их загружено в машину, ведь вес каждого изделия содержится в чипе. Еще одним достоинством «умных шин» является то, что резко суживаются возможности их краж и незаконного оборота.
Шины на месте не стоят
Одними из первых начали интегрировать чипы в некоторые продукты шинные гранды Goodyear и Bridgestone. Michelin и Continental пошли ещё дальше: уже появляются новые поколения миниатюрных сенсоров, позволяющих наряду с измерением давления и температуры, прогнозировать износ протектора. Это достигается путем совмещения системы мониторинга давления (TPMS) с RFID. Если для проверки традиционным способом давления и состояния шины требуется порядка 15 минут, то новая система позволяет существенно сократить это время.
В шинном комплексе «Татнефти» данная работа ведется в рамках концепции Индустрия 4.0 (создание «умных» заводов, процессов, продуктов). «Цифровой мир не стоит на месте», – отметил Вахитов. По большому счету, «умная» шина должна внести свой вклад и в общегосударственную задачу – повышение безопасности автомобильного транспорта. В России с 2020 года предлагается ввести требование об обязательном оснащении коммерческих автомобилей «черными ящиками», не исключено, что в этом контексте могут появиться и новые требования к шинам. «Мы должны быть готовы к изменениям в законодательстве», – говорит Анвар Вахитов.